Г Р А Ф И Т — б а з и с

Инфологическое обеспечение | Когнитивное | Графит-КогниСтиль

Содержание

Краткая характеристика метода

Некоторые примеры когнитивного стиля

Краткая характеристика метода

Когнитивным стилем мы можем назвать такую организацию документа, которая обеспечивает максимальное когнитивное качество. Критериями его служат сокращение затрат сил и времени читателя на понимание и увеличение полноты и точности передачи содержания, т.е. в конечном счёте — минимизация обращений к сочинителю/интерпретатору за разъяснениями. Организация включает структурирование документа и оформление структурных элементов, причём одновременно существует физическая структура — как диосцены/ряда диосцен и логическая — как система элементов содержания и ряд отношений порядка на ней.

Характерными чертами метода графит-КогниСтиль (ГКС) являются правила, перечисленные в п. 5.3.2.

Данные правила когнитивной эргономизации применяются как в оформлении диосцен, содержащих формально-эргономичные визуальные модели, такие, как графит-схемы (и также учитываются в определениях графит-языков), так и к раскрытию иного содержания диосцен (несхематических изображений, таблиц, текста).

Подобные принципы были в отечественной практике впервые выдвинуты специалистами в инженерной психологии на рубеже 1950-х/60-х годов. Изначально они применялись в символическом («знаковом» по /2, Рис.142/) обеспечении сложных устройств (прежде всего в оформлении пультов как диосцен и отдельных средств отображения и органов управления).

В дальнейшем такие принципы по возможности воплощались и в стандартах на различные ЕСД (хотя не всегда эргономически оптимальным образом, что отчасти связано со сложностью ручной реализации некоторых требований). Однако в массовых документах (на которые не распространялись требования ЕСД) до недавнего времени когнитивный стиль (как, впрочем, и формально-эргономичная визуализация) практически не использовались. Положение непосредственно не изменило и широкое распространение персональных средств информатизации.

В конце 1990-х годов за когнитивный стиль документирования начал активно высказываться В.Д. Паронджанов (определяя его гл. обр. на примерах в своих публикациях, напр. в /2, Гл.19/). В то же время независимо ряд авторов стал использовать вышеприведённые принципы полностью или частично в своих работах (не говоря, однако, о следовании к.-л. методу).

Системное повышение когнитивного качества документов (сообщений) должно исходить из следующего.

Графика не отменяет текст полностью, а заменяет там, где необходимы описания физических (пространственных) или логических (абстрактных) структур.

Достаточно существенна также роль таблиц; их формально можно понимать как структуризацию текста/графики, где рёбра графа структуры представлены смежностью ячеек таблицы.

Текст должен закономерно форматироваться по «логическим» (ограниченным указанием сочинителя) строкам (абзацам) и по фрагментам текста, выделяемым в пределах абзаца сочинителем.

Следует эргономизовать также и сочинение документа. Для автоматизированной реализации это означает определённые требования как к приложению ИСП, так и к его машдокам.

Далее рассмотрим примеры когнитивного стиля в современных документах (русскоязычных).

В начало страницы

Некоторые примеры когнитивного стиля

В настоящее время среди известных автору источников можно выделить следующие для иллюстрации когнитивного стиля оформления:

В частности, КогниСтиль распространяется только на иллюстрации; текст (включая, как правило, текстоэлементы на схемах и др. рисунках) оформляется «плоско», в едином стиле абзаца/знака; нет РБНФ или иного матемформализма.

Также не для всех КС-знаков соблюдается единообразие форм (и алфавит, словарь и правила для КС-метода автором не определены явно - в отличие от шампур-метода).

По-видимому, это связано с позицией автора — когнитивно-эргономичны только схемы и иные изображения, а когнитивное качество текста следует повышать за счёт всемерного перевода его в граф-схемы — выражением которой можно считать и определение КС-метода в /2, с. 322/ как относящегося именно к графике.

Т.о. можно говорить на настоящее время об ограниченной версии ГКС — иллюстративном КогниСтиле (ИКС) у Паронджанова — каковая версия, конечно, не вполне позволяет повысить когнитивное качество. А отказ от РБНФ диктует установка на «минимизацию математики» до её эргономизации. Однако заметим, что исторически как раз ГКС у автора окончательно складывался во многом под влиянием ИКС, и первые четыре ГКС-принципа представляют результат осмысления и логической интеграции параметров оформления массива ИКС-иллюстраций, прежде всего из /2/.

Набор возможностей несколько ограничен, но зато употребляется системно. Так, используется оформление ГКС-вида для таблиц, содержащих, в частности, и графику.

Помимо этого, в учебнике указывается на влияние вида и режимов работы искусственных систем на сознание эксплуатантов и тем самым устанавливается связь в новом аспекте с проблемами, рассматриваемыми в /2, Гл.20/.

Также следует отметить учебник: Информатика.-1/2/3 изд./Под ред. Н.В. Макаровой. - М.: Финансы и статистика, 1997/2000/2005. Здесь графическая часть развита, однако схемы оформлены не вполне эргономично, «плоско» (как графо-, так и текстоэлементы). А вот текст подразделён по категориям содержания, для каждой из которых вводится свой набор стилей абзаца. Это позволяет выделить категории при чтении. Также введён систематический набор стилей знака.

Оформление текста в данном учебнике послужило прототипом для системы стилей абзаца текста в ГКС. Система стилей знака текста выбиралась с учётом генеральной классификации.

Содержание работы сформировано, исходя из авторского подхода к изложению школьного материала по высшей математике. Авторское извлечение из работы в форме презентации помещено в интернете для свободного доступа1.

Анализ презентации позволяет сделать вывод, что автор также добился результата, который можно назвать «сжатием знаний» - и когнитивный стиль оказывается средством достижения этого результата.

Характерный пример здесь — преподаватель информатики и программирования, сложившийся специалист по работе на прогязыках Оберон-семейства и методике информатического обучения В.В. Потопахин. Начав в книгах «Решение сложных задач» и «Современное программирование с нуля» с минимума требований к стилю текста, он постепенно переходит к минимально полному набору стилевых правил (под влиянием как требований, вырабатываемых Оберон-сообществом, так и веб-публикаций документа /3/ и выдержек из данного). Что можно видеть, скажем, в «Искусстве алгоритмизации».

Визуализация в настоящее время им используется ограниченно (как простейшие схемы, иллюстрирующие отдельные понятия).

Гарнитура шрифта разрабатывается прежде всего для формального текста в среде BlackBox и публикациях участников сообщества и имеет среди основных целей — максимальное зрительное отличие похоже пишущихся букв (разных алфавитов), цифр и спецзнаков. Результаты доступны в /4, тема Выбор шрифта для экрана и печати/.

Здесь можно отметить, что когнитивный стиль целесообразно распространить и на неформальный текст, подобно вышеназванным учебникам и/или этому документу.

Приведённые примеры показывают, что когнитивный стиль оформления документов (в т.ч. в полноценной форме — и для графики, и для текста/таблиц) сегодня начал внедряться (причём, как правило относительно независимо) в различных предметных областях. В связи с этим актуальной становится проблема максимальной унификации, а в перспективе — стандартизации основных характеристик такого оформления.

В начало страницы | Оглавление | Версия для печати

Copyright © Жаринов В.Н.

1 См. на этой странице.

Hosted by uCoz