Инфологическое обеспечение | Когнитивное | Графит-КогниСтиль
Содержание
Некоторые примеры когнитивного стиля
Когнитивным стилем мы можем назвать такую организацию документа, которая обеспечивает максимальное когнитивное качество. Критериями его служат сокращение затрат сил и времени читателя на понимание и увеличение полноты и точности передачи содержания, т.е. в конечном счёте — минимизация обращений к сочинителю/интерпретатору за разъяснениями. Организация включает структурирование документа и оформление структурных элементов, причём одновременно существует физическая структура — как диосцены/ряда диосцен и логическая — как система элементов содержания и ряд отношений порядка на ней.
Характерными чертами метода графит-КогниСтиль (ГКС) являются правила, перечисленные в п. 5.3.2.
Данные правила когнитивной эргономизации применяются как в оформлении диосцен, содержащих формально-эргономичные визуальные модели, такие, как графит-схемы (и также учитываются в определениях графит-языков), так и к раскрытию иного содержания диосцен (несхематических изображений, таблиц, текста).
Подобные принципы были в отечественной практике впервые выдвинуты специалистами в инженерной психологии на рубеже 1950-х/60-х годов. Изначально они применялись в символическом («знаковом» по /2, Рис.142/) обеспечении сложных устройств (прежде всего в оформлении пультов как диосцен и отдельных средств отображения и органов управления).
В дальнейшем такие принципы по возможности воплощались и в стандартах на различные ЕСД (хотя не всегда эргономически оптимальным образом, что отчасти связано со сложностью ручной реализации некоторых требований). Однако в массовых документах (на которые не распространялись требования ЕСД) до недавнего времени когнитивный стиль (как, впрочем, и формально-эргономичная визуализация) практически не использовались. Положение непосредственно не изменило и широкое распространение персональных средств информатизации.
В конце 1990-х годов за когнитивный стиль документирования начал активно высказываться В.Д. Паронджанов (определяя его гл. обр. на примерах в своих публикациях, напр. в /2, Гл.19/). В то же время независимо ряд авторов стал использовать вышеприведённые принципы полностью или частично в своих работах (не говоря, однако, о следовании к.-л. методу).
Системное повышение когнитивного качества документов (сообщений) должно исходить из следующего.
Графика не отменяет текст полностью, а заменяет там, где необходимы описания физических (пространственных) или логических (абстрактных) структур.
Достаточно существенна также роль таблиц; их формально можно понимать как структуризацию текста/графики, где рёбра графа структуры представлены смежностью ячеек таблицы.
Текст должен закономерно форматироваться по «логическим» (ограниченным указанием сочинителя) строкам (абзацам) и по фрагментам текста, выделяемым в пределах абзаца сочинителем.
Следует эргономизовать также и сочинение документа. Для автоматизированной реализации это означает определённые требования как к приложению ИСП, так и к его машдокам.
Далее рассмотрим примеры когнитивного стиля в современных документах (русскоязычных).
Некоторые примеры когнитивного стиля
В настоящее время среди известных автору источников можно выделить следующие для иллюстрации когнитивного стиля оформления:
Паронджанов систематически и вполне последовательно применяет КогниСтиль в оформлении своих книг и иных публикаций (в т.ч. в веб-форме). Однако состав принципов более узок, чем задан выше для ГКС, и есть некоторая несистемность их применения.
В частности, КогниСтиль распространяется только на иллюстрации; текст (включая, как правило, текстоэлементы на схемах и др. рисунках) оформляется «плоско», в едином стиле абзаца/знака; нет РБНФ или иного матемформализма.
Также не для всех КС-знаков соблюдается единообразие форм (и алфавит, словарь и правила для КС-метода автором не определены явно - в отличие от шампур-метода).
По-видимому, это связано с позицией автора — когнитивно-эргономичны только схемы и иные изображения, а когнитивное качество текста следует повышать за счёт всемерного перевода его в граф-схемы — выражением которой можно считать и определение КС-метода в /2, с. 322/ как относящегося именно к графике.
Т.о. можно говорить на настоящее время об ограниченной версии ГКС — иллюстративном КогниСтиле (ИКС) у Паронджанова — каковая версия, конечно, не вполне позволяет повысить когнитивное качество. А отказ от РБНФ диктует установка на «минимизацию математики» до её эргономизации. Однако заметим, что исторически как раз ГКС у автора окончательно складывался во многом под влиянием ИКС, и первые четыре ГКС-принципа представляют результат осмысления и логической интеграции параметров оформления массива ИКС-иллюстраций, прежде всего из /2/.
Достаточно широко данный метод используется в учебнике: Симонович С.В. Общая информатика. Новое издание. – СПб.:Питер, 2007.
Набор возможностей несколько ограничен, но зато употребляется системно. Так, используется оформление ГКС-вида для таблиц, содержащих, в частности, и графику.
Помимо этого, в учебнике указывается на влияние вида и режимов работы искусственных систем на сознание эксплуатантов и тем самым устанавливается связь в новом аспекте с проблемами, рассматриваемыми в /2, Гл.20/.
Также следует отметить учебник: Информатика.-1/2/3 изд./Под ред. Н.В. Макаровой. - М.: Финансы и статистика, 1997/2000/2005. Здесь графическая часть развита, однако схемы оформлены не вполне эргономично, «плоско» (как графо-, так и текстоэлементы). А вот текст подразделён по категориям содержания, для каждой из которых вводится свой набор стилей абзаца. Это позволяет выделить категории при чтении. Также введён систематический набор стилей знака.
Оформление текста в данном учебнике послужило прототипом для системы стилей абзаца текста в ГКС. Система стилей знака текста выбиралась с учётом генеральной классификации.
Ярким примером когнитивного стиля визуализации может служить работа А.Б. Шура «Математика для «чайников». Здесь активно используется цвет, пояснения, организация содержания (с простейшим распределением в виде разнесения по слайдам), а также форматирование как абзаца, так и знака текста.
Содержание работы сформировано, исходя из авторского подхода к изложению школьного материала по высшей математике. Авторское извлечение из работы в форме презентации помещено в интернете для свободного доступа1.
Анализ презентации позволяет сделать вывод, что автор также добился результата, который можно назвать «сжатием знаний» - и когнитивный стиль оказывается средством достижения этого результата.
Когнитивный стиль для текста вводят участники Оберон-сообщества, представленного на конференции /4/, как в своих книгах и иных публикациях, так и при переводе иноязычной литературы (в частности, по Оберон-прогязыкам). Не останавливаясь на минимальных требованиях типа выделения стилем абзаца прогтекстов (что характерно для большинства современных книг по программированию), они вырабатывают развитую систему стилей абзаца и знака для программного и иного текста, а также создают эргономичный дизайн шрифтов для улучшения чтения.
Характерный пример здесь — преподаватель информатики и программирования, сложившийся специалист по работе на прогязыках Оберон-семейства и методике информатического обучения В.В. Потопахин. Начав в книгах «Решение сложных задач» и «Современное программирование с нуля» с минимума требований к стилю текста, он постепенно переходит к минимально полному набору стилевых правил (под влиянием как требований, вырабатываемых Оберон-сообществом, так и веб-публикаций документа /3/ и выдержек из данного). Что можно видеть, скажем, в «Искусстве алгоритмизации».
Визуализация в настоящее время им используется ограниченно (как простейшие схемы, иллюстрирующие отдельные понятия).
Гарнитура шрифта разрабатывается прежде всего для формального текста в среде BlackBox и публикациях участников сообщества и имеет среди основных целей — максимальное зрительное отличие похоже пишущихся букв (разных алфавитов), цифр и спецзнаков. Результаты доступны в /4, тема Выбор шрифта для экрана и печати/.
Здесь можно отметить, что когнитивный стиль целесообразно распространить и на неформальный текст, подобно вышеназванным учебникам и/или этому документу.
Когнитивное оформление как текста (по минимальным требованиям), так и иллюстраций характерно для прилагаемого (в форме PDF-машобраза) к книге /7/ руководства по системе верификации деятельности в распределённых дискретных системах-исполнителях Spin и её комплексу входных языков Promela+ never-LTL. Здесь активно применяются цвета, пояснения, а также зонирование.
Приведённые примеры показывают, что когнитивный стиль оформления документов (в т.ч. в полноценной форме — и для графики, и для текста/таблиц) сегодня начал внедряться (причём, как правило относительно независимо) в различных предметных областях. В связи с этим актуальной становится проблема максимальной унификации, а в перспективе — стандартизации основных характеристик такого оформления.
В начало страницы | Оглавление | Версия для печати
Copyright © Жаринов В.Н.
1 См. на этой странице.