Г Р А Ф И Т — б а з и с
Современная формализация знаний
Интересуетесь
визуализацией знаний в различных сферах человеческой деятельности?
Применяли различные подходы к визуализации и
осознали их проблемы?
Хотите внести свой
вклад в развитие формальной и эргономичной визуализации?
Значит, этот ресурс для Вас!
Введение в ресурс | Карта | Главная
Вы уже поняли, наверное, что ГРАФИТ — это сокращение от ГРАФика И Текст/Таблицы (для этого достаточно было внимательно прочесть страницу оглавления :)). Познакомившись поближе с содержанием ресурса, вы поймёте, что эту аббревиатуру можно толковать и более узко — ГРАФы И Текст.
Сайт появился как результат работ автора по техноязыку ДРАКОН, частично отражённых в другом сайте — Драконографика.
В ходе работ понимание техноязыка и стоящей за ним методологии визуализации углублялось... и наконец переросло рамки ДРАКОН-МФЗ. Стало ясно, что нужно идти дальше. Данный ресурс в частности и о том, куда и как — но не только.
Не исключено, что Вы ещё не знакомы с техноязыком и в целом со взглядами его создателя — отечественного разработчика программ для бортовых информашин управления ракетно-космической техникой В.Д. Паронджанова (НПЦ АП им. Н.А. Пилюгина). В этом случае Драконографика может быть полезным введением в тему; также рекомендуется почитать работы Паронджанова (перечислены здесь) и их обсуждения на веб-форумах Компьютерры и Информатики-21. В этих обсуждениях также можно видеть вопросы к визуализации в её нынешнем виде — правда, подчас излишне эмоциональные (особенно на первом форуме).
У прочитавшего эпиграфы может возникнуть вопрос: а что автор разумел под «лошадью» и «железным конём»? В русле тематики этого сайта ответ возможен по крайней мере двоякий. И он как раз и раскрывает идеи ресурса.
Во-первых, горячие сторонники визуализации порой заявляют, что картинка (схема) полностью заменит текст — т.е. как раз м.б. тем самым «конём». Но более взвешенный подход должен учитывать, что:
к тексту как последовательности лексических единиц в конечном итоге сводится при формализации любое содержание (в частности, и шампур-схема для формального исполнителя д.б. представлена как текст на некоем языке описания графов);
текст можно понимать и в широком смысле — скажем, как в семиотической школе (в частности, Ю.М. Лотманом1) — а также и как нелинейную структуру, формируемую над линейной записью за счёт смысловых и грамматических связей лексических единиц (напр., как В.А. Успенским2).
Во-вторых, можно считать, что графит-метод идёт на смену шампур-методу как теоретической базе формальной визуализации. Однако не отменяет его — в основе графит-метода лежат, наряду с новыми принципами, также и ключевые принципы шампур-метода.
Так что если читатель мыслит себя как безоглядного сторонника3 техноязыка — т.е. не мыслит никакого иного языка визуализации, кроме ДРАКОНа, и никакого метода построения визуальных граф-моделей, кроме шампур-метода (в изначальном определении того и другого) — то он может чтением до этого места своё знакомство с данным сайтом и ограничить. ;) Автор отнюдь не собирается «продвигать» или как-то иначе навязывать (скажем, как описано в этой заметке) :) ему своё видение визуализации — исходя, в частности, из поговорки «вольному — воля, спасённому — рай». В ином случае Вам, читатель, для первого знакомства полезно будет дочитать эту страничку до конца — чтобы представлять, что где искать. Тем более, что раз новое не отменяет старое — то и ГРАФИТ-базис так или иначе связан с Драконографикой.
Кстати, не забывайте про сноски — в них содержится как текст, выносимый из «главного порядка следования», так и дополнительные ссылки на источники (в основном не включённые в основной перечень на этой странице).
Вообще говоря, к рассказу о любом деле возможны два подхода. Логический — от того, как оно представляется организованным исходя из знаний на текущий момент. И исторический — от того, как оно развивалось до этого момента. В принципе не возбраняется и их сочетание.
Логически техноязык есть часть языкового базиса формально-эргономичной визуализации, а шампур-метод (как исчисление «слепышей») - часть формально полного метода (как исчисления помеченных графов; к этому роду относится и графит-метод). В то же время исторически сфера формализации вывода граф-схем возникла раньше — по крайней мере, вместе с техноязыком и связанной с ним методологией4. Это отразилось и в том, что ряд вопросов графит-методологии был опубликован в Драконографике; первоначально они разрабатывались автором в связи с анализом техноязыка.
Мы будем (пока, во всяком случае) частично придерживаться исторического подхода. Поэтому некоторые материалы по вопросам, общим для дела формализации/моделирования в целом и для визуализации в частности, сейчас находятся по месту первопубликации.
Для понимания содержания имеет смысл вначале прочитать определения и статьи раздела «Концепция». Прежде всего это характеристика процесса формализации, структуризация МФЗ,.
ГРАФИТ-базис — многоцелевой ресурс. В зависимости от точки зрения читатель может считать его источником некоторых новых для себя сведений, руководством по формализации... или проектом технического задания на разработку графит-среды визуализации знаний. :)
Предполагается, что методология будет развиваться. Возможно, это будет происходить и с Вашим участием.
Заметим, что развивать имеет смысл поэтапно и аккуратно. В частности, исходя из понимания того самого процесса формализации. Поэтому на сегодня сайт даёт в основном описание дела на качественном уровне. И только проработав тот или иной вопрос на нём, стоит переходить к математике, а уже за ней — к информатике (в частности, программированию). Другое дело — что есть вопросы довольно простые, где эти переходы происходят быстро и естественно. Чтобы уяснить порядок на примерах, полезно прочитать популярную литературу, хотя её в таком ключе не так уж много5.
Можете писать для обсуждения как на почтовый ящик сайта, так и в форумы OberonCore.ru — если Ваше сообщение отвечает содержанию какой-либо существующей там темы.
В начало страницы | Оглавление | Версия для печати
Copyright © Жаринов В.Н.
1 Имеется в виду определение текста в широком смысле как совокупности всех объектов культуры (искусственно созданных человеком), понимаемых как знаки некоего метаалфавита.
2 Подробнее см., напр., работу: Опыт применения математики к филологии... - в /4, с. 470-495/.
3 В обсуждениях дракон-методологии всё чаще употребляются такие иронические, саркастические и даже презрительные эпитеты, как «адепт», «апологет», «драконолюб» и пр. Поскольку мы на данном ресурсе придерживаемся взвешенного, интегрирующего подхода — используется термин, раскрывающий смысл и при этом максимально нейтральный. Заметим однако, что эти эпитеты далеко не всегда вызваны личным отношением или наличием несовпадающих, что называется, «шкурных интересов». Иной раз за ними стоит понимание назревших проблем развития, которые этими самыми безоглядными сторонниками не замечаются либо обходятся. Мы этих проблем игнорировать не будем — но без лишних эмоций. :)
4 Во всяком случае, сегодня нет данных, указывающих, что этими вопросами занимались до Паронджанова.
5 Подходящей будет книга: Потопахин В.В. Turbo Pascal: решение сложных задач. – СПб.: БХВ-Петербург, 2006. При чтении обратите внимание на общую структуру рассуждений о каждой задаче.