Приложение 4.
Элементы
когнитивного обеспечения
В приложении даны материалы для самостоятельной работы по (авто)формализации. Включены элементы алгоритмизации и программирования для информашин. Вместе с Приложением 3 оно относится к когнитивному обеспечению информатизации и выделено для удобства использования.
Приложение предназначено для обучения специалистов в различных предметных областях основам формализации профессиональных знаний.
К сему прилагается | Элементы организации познавательной работы | Опора
Далее будут показаны конкретные случаи визуализации знаний, представляющие как теоретический, так и практический интерес.
Содержание
Задания по формализации знаний
Общие указания по выполнению заданий
Визуализация процесса неавтоматизированной визуализации алгоритмов
Корректировка синтаксических диаграмм ввода и вывода в прогязыке
Системный анализ и проектирование
Визуализация обобщённого системного алгоритма
Визуализация аналитико-синтетической обработки данных
Информатические системы и процессы переработки данных
Визуализация рабочего цикла процессора ЦИМ
Протоколирование обновления регламентных данных
Материальные и смешанные системы и техпроцессы
Визуализация техпроцесса производства анодов
Задания по формализации знаний
Материал раздела служит основой для освоения основного материала, содержащегося в этом разделе Приложения 4.
Материалы по заданиям содержатся в этом архиве.
Общие указания по выполнению заданий
Нужно изучить файл descript.ion в корневой папке приложения, чтобы ориентироваться в размещении данных при работе. Все пути к файлам даются относительно каталога приложения.
Согласно описанной там номенклатуре размещены файлы Задачи 1.1.1; ознакомьтесь с их расположением и размещайте файлы других задач по тому же принципу.
При выполнении всех заданий используются источники /1/.../3/ из Разд. 3, поэтому в тексте заданий они отдельно не указываются. Выдержки из других источников даются в виде машобразов распространённых форматов и/или инфордоков (адреса указаны в каждом задании).
Качество подготовки выдержек к использованию в задачах различно; это соответствует реальной ситуации с источниками как «сырьём» для техпроцессов переработки данных. Некоторые потребуют предобработки (поиска, отбора нужного); такая работа также есть часть задания.
Выдержки из источников Вы можете использовать только для ознакомления. В своих произведениях можно: 1) ссылаться на источники; 2) цитировать их с указанием места.
При выборе тем для самостоятельных работ помните: Вы делаете это на свой страх и риск и несёте любую ответственность за использование интеллектуальной собственности и (или) сведений ограниченного доступа, а равно и по любым иным поводам, возникающим в связи с данной работой.
Для каждой темы Вам следует определить правообладателей, держателей и иных подобных субъектов, определённых действующим законодательством (физических, юридических лиц) и согласовать во всем объёме выбранную тему с этими субъектами непосредственно и (или) через их доверенных представителей. Соглашение с каждым субъектом следует оформить документально и представить его удостоверенную копию по месту выполнения самостоятельной работы; условия соглашения не должны устанавливать какую бы то ни было ответственность третьих лиц.
Если Вы тем не менее готовы к такому выбору, то потенциально более эффективно подрядить специалиста в сфере права действовать в Ваших интересах.
Для лучшего понимания ситуации отметим, что т.н. патентный поиск, обычно проводимый в рамках НИР и ОКР совместно со службой интеллектуальной собственности предприятия, учебного заведения, является лишь частью указанного процесса.
Заготовки элементов дракон-схем и других визуальных языков берутся из этого архива.
Для новой графчасти сочинитель выбирает формат листа, далее - один из файлов Рисунки А<2/4> [имя-докум]. Первый слайд не используется, а дублируется под очередной лист; с дубля убираются ненужные элементы КогниСтиль, а нужные подгоняются по месту.
Задания повышенной трудности отмечены различным числом звёздочек после номера.
Для машинного оформления задания рекомендуется комплект типовых документов, находящийся по адресу ...\Шаблоны\.
Для каждого нового задания папку ...\[имя-задания]\ нужно скопировать в папку ...\Результаты\ и сразу переименовать по номеру задания.
В результате выполнения задания по исходному материалу Вы должны подготовить беловое описание в составе файлов текста и графчасти (в файлах заготовок). Докэлементы (озаглавленные) в заготовках описания, которые Вам не понадобятся, можно удалить.
Как правило, сделанную работу необходимо защитить, обосновав решение и оформление.
В разделе содержатся задания на приобретение, углубление и закрепление знаний в системно-информационном аспекте.
Визуализация процесса неавтоматизированной визуализации алгоритмов
Цели:
1) основная – освоение методов составления дракон-схем в среде офисного пакета;
2) дополнительная – знакомство с принципом и формой модели решения задачи.
Дано:
Исходный материал по задаче (незавершённое описание) в папке ...\Рабочие\ (текст - в файле Текст Задача 1_1_1 Оформление дракон-схем (исходный, по ТФЗ); рисунки - в файле Рисунки А2 Задача ПрД 1_1_1 Оформление дракон-схем (исходные)).
Заготовки описания задачи в папке ...\Результаты\ (текстовая часть – файл Текст Задача ПрД 1_1_1 Оформление дракон-схем); графчасть (частично заполненная) – файл ГЧ А2 Задача ПрД 1_1_1 Оформление дракон-схем) и варианты поячеечной раскладки графчасти для разного формата печатных листов (файлы Лист1 <A4|A3LS> ГЧ А2 Задача ПрД 1_1_1 Оформление дракон-схем).
Для просмотра (напр., чтобы иметь дубль при редактировании) даются также образы исходных материалов: текстовой части и графчасти.
Надо:
1) Составить детальные алгоритмы решения и визуализировать их с неформальным текстом икон.
2)* Предложить усовершенствованный техпроцесс оформления, исходя из опыта работы, и визуализировать его с неформальным текстом икон.
3)** Переписать алгоритмы задания 2) с формальным текстом икон, использовав язык команд приложения редактирования.
Решение (указания):
Начало решения описано как этапы фазы создания (нумерованные подпункты внутри сводной части); там же приведены указания и рекомендации для самостоятельного завершения.
Так оформлены абзацы, содержащие указания, рекомендации исполнителю для выполнения задания.
Так оформлены абзацы, содержащие определения требуемого в данном месте содержания результирующего документа.
Для детализации алгоритма нужно использовать текстовые описания операций из п/р 2 исходного текста.
Текст готовьте в файле заготовки, используя исходный текст для сведения. Рисунки оформляйте в исходном файле рисунков, а затем поячеечно (как описано в исходном тексте и на листе эскизной визуализации Задачи 1.1.1) переносите в заготовку графчасти.
Изучите содержимое файлов Рисунки* и ГЧ*; используя контекстные меню, посмотрите параметры форматирования графоэлементов и текста, попытайтесь менять их — это поможет лучше понять, как работать с графикой.
Для рабочей визуализации используйте и собственный опыт оформления. Команды приложения редактирования записывайте в формальном тексте икон в таком же виде, как показано в шаблонах (текстовым списком выбора в меню/панели, используя для команд-кнопок на панелях тексты их всплывающих подсказок).
Корректировка синтаксических диаграмм ввода и вывода в прогязыке
Цели:
1) основная – освоение методов организации схем;
2) дополнительная – знакомство с описываемыми процессами.
Дано:
Синтдиаграммы операторов ввода и вывода в папке ...\Источники\ББК22.18 З-43\ (файл Звенигородский – ПервУрокиПрогр – Ввод и вывод на Робике(синтдиагр)).
Стандарт языка синтдиаграмм в /3, Приложение 2, п/р. 5.2/.
Надо:
1) Изучить правила записи по стандарту.
2) Переписать исходные синтдиаграммы по правилам.
Решение (указания):
Результат оформить в редакторе Draw на новой странице исходного файла.
Системный анализ и проектирование
Визуализация обобщённого системного алгоритма
Цели:
1) основная – освоение методов перевода традиционных (текстово-графических) описаний деятельности в современную (графическую) форму;
2) дополнительная – знакомство с принципами системного решения сложных проблем.
Дано:
Описание обобщённого системного алгоритма в папке ...\Источники\5-279-02573-9\ (файл Костров,Александров–УрокИнфорМен–ОбобщСистАлг).
Надо:
1) перевести на техноязык ДРАКОН алгоритмы, изображенные на Рис. 1.4, 1.5. Должна получиться дракон-модель (второй алгоритм является вставкой в первый).
2)* составить расширенный вариант модели, содержащий операторы Комментарий к некоторым блокам визуала.
Решение (указания):
Для расширенного варианта тексты комментариев составлять по тексту статьи, описывающему тот или иной визуальный оператор.
Оформлять решение вручную, можно в натуральной форме (на бумаге), но рекомендуется в машинном виде (как документ Writer с рисунками в Draw), используя заготовки элементов дракон-схем.
Визуализация аналитико-синтетической обработки данных
Цели:
1) основная – освоение методов перевода традиционных (текстово-графических) описаний деятельности в современную (графическую) форму;
2) дополнительная – знакомство с процессом интеллектуальной переработки данных.
Дано:
Описание процесса из /7, п. 13.6/по адресу ...\Источники\5-283-04987-6\ (файл Герасименко-ЗИ_в_АСОД-из_Гл11,12,13).
Надо:
1) Перевести схему процесса на техноязык ДРАКОН. Должна получиться дракон-схема процесса.
2)* Составить уточнённый алгоритм процесса и визуализировать его.
Решение (указания):
Для уточнённого варианта использовать текст источника, описывающий блоки схемы.
Информатические системы и процессы переработки данных
Визуализация рабочего цикла процессора ЦИМ
Цели:
1) основная – освоение методов перевода традиционных (текстово-графических) описаний деятельности в современную (графическую) форму;
2) дополнительная – знакомство с принципом работы процессора ЦИМ.
Дано:
Описание рабочего цикла процессора ЦИМ в папке ...\Источники\5-283-01531-9\ (файл Каган – ЭВМ и системы – Рабочий цикл процессора).
Надо:
1) Перевести описание на техноязык ДРАКОН. Должна получиться дракон-схема рабочего цикла.
2)* Составить расширенный вариант схемы, содержащий операторы "Комментарий" к некоторым блокам визуала.
Решение (указания):
Для расширенного варианта тексты комментариев составлять по тексту статьи, который относится к тому или иному визуальному оператору.
Оформлять решение вручную, можно в натуральной форме (на бумаге), но рекомендуется в машинном виде (как документ Writer с рисунками в Draw), используя заготовки элементов дракон-схем.
Протоколирование обновления регламентных данных
Цели:
1) основная – освоение методов перевода традиционных (текстово-графических) описаний деятельности в современную (графическую) форму;
2) дополнительная – знакомство с процессом согласованного обновления данных.
Дано:
Описание процесса обновления из /7, п. 11.6/ в папке ...\Источники\5-283-04987-6\ (файл Герасименко-ЗИ_в_АСОД-из_Гл11,12,13).
Надо:
1) Перевести описание на техноязык ДРАКОН. Должна получиться дракон-схема процесса.
2) Составить протокольную диаграмму процесса для всех фигурирующих участников.
Решение (указания):
Как правило, визуализация алгоритма помогает протоколированию процесса за счёт улучшения понимания его хода; если Вам это не требуется, перевод на ДРАКОН можно не делать.
Материальные и смешанные системы и техпроцессы
Визуализация техпроцесса производства анодов
Цели:
1) основные:
освоение методов перевода традиционных (текстово-графических) описаний деятельности в современную (графическую) форму;
освоение принципов иерархического структурирования сложных процессов.
2) дополнительные:
знакомство с типичным до техноязыка стилем графического описания алгоритмов в АСУ ТП, его недостатками;
знакомство с содержанием автоматизируемого техпроцесса.
Дано:
Описание системы автоматизации в папке ...\Источники\0206-975Х(СТА)\ (файл Никитин_и_др – АСУ ТП литья анодов – ст(СТА-2008№3)).
Надо:
1) Перевести на техноязык ДРАКОН алгоритмы, изображенные на Рис. 8,9. Должен получиться комплект дракон-схем.
2)* Составить расширенный вариант схемы, содержащий операторы "Комментарий" к некоторым блокам визуала.
3)** Сформировать дракон-модель, включающую переведенные алгоритмы (т.е. самостоятельно определить и визуализировать головной алгоритм).
Решение (указания):
Использовать версию реального времени (ДРАКОН-2).
Для расширенного варианта тексты комментариев составлять по тексту статьи, описывающему тот или иной визуальный оператор.
Формировать дракон-модель (головной визуал) с использованием текста статьи. Для начала определить, будет ли один из построенных визуалов играть роль головного (тогда он корректируется), или оба они будут подчинёнными визуалами (тогда вызывающий их головной визуал составляется отдельно). Далее определить способ подчинения (вызов вставки, обращение к параллельному процессу), нужно ли передавать параметры между алгоритмами, если да, то какие.
Оформлять решение вручную, можно в натуральной форме (на бумаге), но рекомендуется в машинном виде (как документ Writer с рисунками в Draw).
В начало страницы | Оглавление | Версия для печати
Copyright © Жаринов В.Н.